Следующий технологический рывок в коммерческом арктическом судоходстве позволит за 5-10 лет достичь такого же уровня развития, который ранее требовал 25 лет. Такое экспертное мнение в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ-2025) высказал председатель Совета участников судоходства по Севморпути Сергей Франк.
За последние 25 лет произошло бурное развитие технологических подходов к конструированию судов усиленного ледового плавания и к арктическому судоходству. Уникальные проекты реализованы российскими промышленными и судоходными компаниями в российском секторе Арктики. Среди них — Варандей, Приразломное, «Новый порт», СПГ-проекты на Ямале и логистические проекты «Норильского Никеля». С начала нулевых годов появилась целая плеяда судов высокого арктического класса с революционными для судоходной индустрии технологическими решениями. Накоплена огромная эмпирическая база данных о сегодняшних возможностях судоходства в Арктике. И в этом большая заслуга отечественных компаний — «Росатом», «Новатэк», «Совкомфлот».
Примерно такой же технологический рывок, по оценке Сергея Франка, предстоит в ближайшие 5-10 лет. «Темпы технического прогресса человечества, как мы можем сегодня наблюдать, очень высоки. И в России, и в других странах сегодня мы видим настоящий технический и технологический бум, связанный с цифровизацией, новыми материалами. Вечная гонка за совершенством и конкурентоспособностью будет и дальше двигать прогресс. Уверен, в 2028-2035 годах мы будем свидетелями более совершенных и более эффективных технологических решений в коммерческом флоте, особенно в сегменте судов арктического класса», — сказал Сергей Франк.
Он отметил, что возможности российского ледокольного флота в Арктике за последние 20 лет значительно усилились: «Первое поколение арктических торговых судов в нулевых годах компании строили в условиях ощутимого дефицита ледоколов, а сейчас в России выстроена устойчивая ледокольно-транспортная система, значительно возросла пропускная способность Северного морского пути, что тоже будет учтено в новых современных проектах коммерческого флота для Арктики. Мы увидим уникальные технологические решения в новых формах корпусов, в пропульсивных комплексах, в судовой энергетике и в дальнейшей автоматизации процессов управления судном».
При этом Сергей Франк не исключил использование ядерных энергетических установок (ЯЭУ) в проектах нового арктического судоходства. Учитывая огромный положительный опыт разработки новых поколений атомных ледоколов, эти решения вполне возможны, особенно в рамках транспортных систем, таких как Северный морской путь, где требуется большая автономность.
Спикер обратил внимание на еще одну важную деталь. «Приходится иногда слышать, что некоторые научные центры и проектные организации ряда стран сейчас изолировали сами себя от технических инноваций на Северном морском пути, и это станет непреодолимым фактор для дальнейшего прогресса. Но это заблуждение. Технический прогресс не остановить. Сегодня мы становимся свидетелями формирования новых партнерств инженеров, ученых, судоходных и судостроительных предприятий разных стран, заинтересованных в нахождении эффективных решений», — подчеркнул Сергей Франк.
Фото с сайта Росконгресса
Печатное издание