Ввод в строй объектов Багаевского гидроузла уже в эту навигацию улучшит условия судоходства на Дону
АО «СоюзГидроТранс» (СГТ, выполняет строительство Багаевского гидроузла по заказу ФКУ «Ространсмодернизация») подтверждает возможность временного ввода в эксплуатацию первого этапа Багаевского гидроузла (БГУ) на реке Дон в сентябре 2025 года, что позволит во второй половине навигации 2025 года и в навигацию 2026 года обеспечить гарантированную проходную осадку в реке Дон на отметке 3,4 м. Об этом сообщил генеральный директор АО «СоюзГидроТранс» Юрий Тямушкин.
«При условии продолжения непрерывного финансирования объекта со стороны заказчика мы планируем обеспечить фактическую готовность к запуску во временную эксплуатацию водосбросной плотины, судоходного шлюза и рыбоходно-нерестового канала в сентябре текущего (2025 – Прим. ред.) года», — сказал он.
Как пояснили в пресс-службе АО «СоюзГидроТранс», одним из основных условий технического задания на проектирование и строительство Багаевского гидроузла является обеспечение по требованию заказчика непрерывного судоходства по реке Дон при осуществлении строительства гидроузла. С тем, чтобы выполнить это требование, в техническое задание и проектную документацию внесена корректировка в части разделения на этапы строительства и поочередного запуска в эксплуатацию. В данный момент документация с внесенными изменениями находится на рассмотрении Главгосэкспертизы России.
По завершении 1 этапа будут временно введены в эксплуатацию водосбросная плотина и судоходный шлюз. Это даст возможность организовать движение судов по вновь построенному шлюзу и перекрыть левую судоходную протоку реки Дон земляной перемычкой, а в последующем под ее защитой построить земляную плотину.
«При завершении строительства и начале эксплуатации объектов 1 этапа и, соответственно, перекрытия всего русла реки плотиной, шлюзом и земляной перемычкой создастся условия посредством управления затворами плотины обеспечить подъем уровня реки дополнительно до 1 м, что предоставит возможность уже в 2025-2026 годах обеспечить гарантированную проходную осадку в реке Дон на отметке 3,4 м», — пояснил Юрий Тямушкин.
Напомним, что в связи с маловодностью реки Дон с 22 апреля 2025 года Росморречфлотом в навигацию 2025 года введены ограничения по осадке судов на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна: при прохождении участка от Кочетовского гидроузла (3004,7 км) до 3121 км максимально допустимая осадка — 2,75 м.
В пресс-службе АО «СоюзГидроТранс» уточнили, что одновременное строительство всех объектов гидроузла без проведения этапности работ физически невыполнимо и приведет к полному перекрытию русла реки Дон.
«Практически одновременно с запуском в эксплуатацию объектов 1 этапа будет запущен и 2 этап в виде начала эксплуатации рыбоходно-нерестового канала, который должен обеспечить движения рыбы в обход перекрывающих русло реки плотины и шлюза. Третьим этапом будет осуществлен запуск в эксплуатацию объектов земляной плотины, защитных дамб и берегоукреплений вверх по течению р. Дон до Кочетовского гидроузла», — пояснили в пресс-службе строительной компании.
«После завершения строительства всех объектов Багаевского гидроузла, опять-таки при обеспечении гарантированного непрерывного финансирования объекта заказчиком, можно ввести в эксплуатацию весь Багаевский гидроузел в полном объеме в начале навигационного периода 2027 года и обеспечить гарантированную проектную глубину 4 м», — резюмировал Юрий Тямушкин.
Фотографии «Российского судоходства»